КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ СВОИХ ДЕТЕЙ

педагог-психолог Чаусова Ольга Эдуардовна

Какие фильмы, книги, компьютерные игры можно рекомендовать для детей 3-10 лет? - очень часто на консультациях родители задают этот вопрос психологу.
       Наверняка есть списки книг, которые было бы важно прочитать ребёнку в том или ином возрасте. Любимыми фильмами и мультиками нашего детства тоже хочется поделиться с подрастающим потомством. Не хочется обеднять подрастающее поколение и современными средствами развлечения - компьютерными играми.
      Как же сделать выбор родителю в условиях рыночного многообразия, "ширпотребства" и, часто, отсутствия морально-этической составляющей в содержании товара даже детского ассортимента.

Этот материал я хотела бы посвятить не спискам, а основным принципам, о которых родителям важно помнить при выборе материалов для развития «души и ума» своих детей.

        1. Прежде, чем Вы предлагаете ребёнку материал для просмотра, чтения или игры ознакомьтесь с ним сами, сложите свое суждение и поймите, что ваш ребёнок из него почерпнет.

       2. Чем меньше ребёнок, тем важнее совместные мероприятия – семейные просмотры, чтение вслух или сопровождение компьютерной игры (советы, помощь, эмоциональное участие).

        3. Досуг может быть заполнен выбранным Вами развлечением в случае, если:
морально-этические аспекты соответствуют вашему мировоззрению или не противоречат ему;
возраст главного героя близок к возрасту вашего ребёнка (может быть на 2-3 года старше), желательно совпадение по полу;
чётко разделены понятия «зло-добро», «плохо-хорошо», «отрицательный герой – положительный герой»;
интрига понятна и доступна вашему ребёнку.
      4. Интеллектуальные развлечения должны нести в себе одну из следующих идей (по Киселёвой М.В. «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе», с.107-108):
окружающий нас мир – живой; эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами;
ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь; эта идея важна для формирования чувство принятия другого;
разделение добра и зла, победа добра; эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему;
самое ценное достаётся через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти; эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения;
вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием самостоятельно; эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
        5. Обсуждение с ребёнком прожитого материала с целью осознания им того, что стоит за ситуацией, сюжетом, поведением героев, но самое главное – для понимания вами мира вашего ребёнка, того, на чём он застревает, что бередит его душу, чем занята его голова в свободное время, о чём он мечтает.
        Просто поговорите со своим любимым ребёнком о том, чего он коснулся или на чём он застрял. Про что это для него, кто из героев больше всего понравился (или не понравился) и почему, почему, по его мнению тот или иной герой совершал те или иные поступки, порассуждайте с ним о мире, в котором есть только добро или только зло и почему так не бывает, обратите его внимание на то, как он сможет использовать полученные знания в реальной жизни.

        6. Уберите из поля зрения Вашего ребёнка всё, что не соответствует вышеперечисленному.

       7. После 10 лет, если Вы уверены в способности Вашего ребёнка отделять добро от зла, предоставьте ему возможность самостоятельно выбирать материал для интеллектуальных развлечений не переставая обсуждать с ним этот материал.