Я рисую! (ранний возраст: от рождения до 3 лет)


Изначально рисование для маленького ребёнка - это следы, которые он оставляет в этом мире как знак своего присутствия. Чем больше и разнообразнее эти следы, тем громче ребёнок готов заявить о себе. Бесконечное количество материалов вокруг стимулируют малыша к этой деятельности.
Грязь, песок, лужи, снег на улице, чай, компот, молоко, каша за обеденным столом - первые изобразительные материалы будущего художника. Специально созданные для рисования предметы: карандаши, фломастеры, краски заинтересуют его чуть позже. Они не всегда оказываются под рукой малыша в момент истинной потребности в творчестве и самовыражении.
Чем меньше ребёнок, тем ярче и разнообразнее должны быть изобразительные материалы. Представление взрослых о достаточном количестве цветов не должно быть ограничением для развития ребёнка. Не повторяйте цвета в наборах, разнообразьте оттенки. Восприятие - основная высшая психическая функция, которая активно "зреет" с рождения до трёх лет. Чтобы развивать восприятие цвета не надо его называть - достаточно просто видеть. Чем больше оттенков вы найдёте, тем больше цветовых нюансов будет различать ваш ребёнок ещё до того, как научится давать им "имена".
Важно разнообразить не только изобразительные средства, но и бумагу, на которую ложатся первые детские художества. Она может быть разной по форме, размеру, цвету, толщине и шершавости. Дайте ребёнку самому выбрать основу будущего произведения. Листочек для рисования даётся один - тот, который выбрал сам автор.
Не спрашивайте малыша о том, что он рисует, сейчас ему важен процесс, а не результат, он осваивает разнообразие материалов, инструментов, способов того, что ему предлагает непредсказуемый и загадочный окружающий его предметный мир. Восхищайтесь тем, что видите: длинными толстыми жёлтыми волнистыми линиями в цертре листа, или множеством ярких разноцветных точек в верхней части композиции, или робкими чёрными мазками, приютившимися в самом уголке. Наблюдайте за тем, как ребёнок создаёт новые виды каракулей, осваивает новые движения руки и долго их повторяет, чтобы сделать это знание своим и стать мастером "кренделя и спирали".
Никогда не ругайте ребёнка за нарисованный в неположенном месте замечательный жирный несмывающийся "карюзлик". Иначе важная для него работа по повышению собственной значимости, уверенности в себе и своих силах может обернуться для малыша полным отказом от рисования, а значит от самовыражения, творчества, активности и самостоятельности. Фраза: "Я не умею рисовать" - станет крылатой на всю оставшуюся жизнь.
Чтобы подстраховать свою квартиру от неприятностей, подготовьте для ребёнка специальное место для рисования. Для этого лист ватмана (кусок обоев) прикрепите прямо к стене (к доске) так, чтобы ребёнок мог рисовать стоя. Покажите ребёнку как он может пользоваться этим нововведением и как вам важно, что он так замечательно рисует.
04.02.2010 г.
  • PS Уважаемые читатели, при размещении своей давней статьи на своём новом сайте столкнулась с явлением плагиата, поэтому размещаю скан статьи (как доказательство моего авторства), розовый прямоугольник заменил место рекламы.

  • Статья написана под впечатлением от семинаров Марии Владимировны Осориной.

  • Рисунок под главным меню сайта нарисован моей дочерью в возрасте 3,5 лет, он трепетно хранится в семейном альбоме и называется "Ёжик съел вишню".