ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

педагог-психолог Ольга Эдуардовна Чаусова

Родителям младших школьников с проблемами ориентации во времени:
          - не могут определить время по часам со стрелками;
          - путаются в днях недели, названиях месяцев, времён года и т.п.
          - не "чувствуют" продолжительности дня;
          - "тянут" время, откладывая дела на потом;
          - не "вписываются" в составленный родителями распорядок дня;
          - обещают сделать что-то к определённому времени и забывают об этом;
          - не думают о будущем и не боятся последствий своих поступков в настоящем;
          - не осознают свой возраст - ведут себя "как маленькие" или наравне со взрослыми;
          - не могут правильно назвать возраст других людей;
          - не могут запомнить дату своего рождения, отчество родителей;
          - имеют проблемы планирования своей деятельности (для них важнее не цель, а процесс) и т.п.
надо принять к сведению, что разговорами, убеждениями, применением различных воспитательных воздействий вы не сможете добиться желаемого результата.

       У вашего ребёнка НЕ СФОРМИРОВАНЫ ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, он не чувствует время и живёт так, как будто его не существует. Единственной отправной точкой для него является "отход ко сну - утреннее просыпание".
     Родителям важно понимать, что в норме пространственно-временные представления формируются в дошкольном возрасте и к первому классу являются доступной для понимания абстрактной категорией. Если вышеперечисленные трудности наблюдаются у ребёнка в 1-4 классах, то он отстаёт в развитии. Представления о времени, внутреннее ощущение времени дают ребёнку возможность перейти на следующую ступень личностного развития - управлять своей ЖИЗНЬЮ, так как ЖИЗНЬ человека есть ни что иное, как время, наполненное индивидуальным опытом и событиями.
       Процесс формирования временных представлений, в зависимости от степени отставания, будет длиться от 6 до 9 месяцев, т.е. является длительным и требует постоянного интенсивного развивающего воздействия и внешней стимуляции. Очевидно, что посещение ребёнком развивающих занятий 1-2 раза в неделю не приведёт к эффективным результатам.
          
       Ниже я привожу для родителей пример
"Программы пошагового формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста".

          Дополнительные условия реализации программы:
       1. Ребёнок должен постоянно носить наручные часы со стрелками и каждый вечер самостоятельно заводить свой будильник (можно электронный) (если ребёнок не слышит будильник по утрам, вы будете его "добуживать").
      2. В доме каждое помещение оборудуется приборами измерения времени, как суточного (различного вида часы, будильники), так промежутков времени (часы песочные, таймер, секундомер). Смысл в том, что где бы ни находился ребёнок дома, в прямом доступе у него должны быть опорные точки получения информации о времени.
        3. После ШАГА 1 и ШАГА 2 - на протяжении всего времени, пока ребёнок находится дома, взрослые, обращаясь к нему, используют разнообразные речевые конструкции, побуждая его ориентироваться и думать о времени, например, "сколько сейчас времени?", "сколько тебе нужно времени, чтобы выучить стихотворение?", "во сколько тебе выходить из дома, чтобы идти на секцию?", "через сколько времени тебе разогреть обед?", "сколько времени ты будешь отдыхать?", "во сколько начинается твоя любимая передача?", "сколько осталось времени до начала твоей любимой передачи?" и т.п. Чем разнообразнее и чаще вы будете задавать вопросы, тем эффективнее будет процесс формирования представлений о времени.
        4. Возвращайтесь к ШАГУ 1 и ШАГУ 2 до тех пор, пока у ребёнка будут затруднения в определении времени по стрелочным часам и ответах на ваши вопросы о времени.

     Часть 1. Часы - время суток.

     ШАГ 1.

       Часы́ — измерительный прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших, чем одни сутки.
      Су́тки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём.
Смотрим видео "Солнечные сутки" (объясняет почему солнечные сутки приблизительно равны 24 часа, и да на этом видео Земля вращается в другую сторону)))

Солнечные сутки

Обработка видео...


Игра на чувствительность времени. Возьмите секундомер. Инструкция ребёнку: "я засеку на секундомере 1 минуту, но тебе не покажу циферблат. По моей команде "на старт, внимание, марш" тебе будет нужно постараться почувствовать, сколько длится 1 минута и, когда ты посчитаешь, что она закончилась, сказать "стоп". Эта игра даёт возможность понять как на данный момент течёт время ребёнка: замедленно (если его минута будет длиннее стандартной) или убыстрённо (если его минута короче стандартной).

ШАГ 2.

Сутки делятся на 24 часа (24*60=1440 минут, или 24*60*60=86 400 секунд) и условно делятся на четыре характерных интервала — утро, день, вечер и ночь.
       Часы имеют часовую (короткую толстую), минутную (длинную среднюю) и секундную (длинную тонкую) стрелки. Секундная стрелка движется быстрее остальных, её движение хорошо заметно. Часовая стрелка движется очень медленно незаметно для глаз, она показывает на циферблате который сейчас час (в сутках). Минутная стрелка уточняет время, она даёт возможность более точно определить промежуток времени между одним и другим часом.

Подвижная игра "Часы". Поиграйте с ребёнком. Распределите роли: "часовая стрелка", "минутная стрелка", "секундная стрелка". Задача участников согласовать свои действия, таким образом, чтобы их движение вокруг круглого "циферблата", расположенного на полу соответствовало работе стрелочных часов. "Секундная стрелка пробегает вокруг циферблата 1 круг, за это время "минутная стрелка" перемещается на 1 шаг, равный 1 минуте на циферблате, "часовая стрелка перемещается очень медленно, почти незаметно, ведь за 30 кругов "секундной стрелки" она должна переместиться всего на 2,5 шага "минутной стрелки". Поменяйтесь местами с ребёнком, чтобы он побывал во всех ролях.

Смотрим видео "Изучаем время по часам со стрелками" части 1-4.

Изучаем время по часам со стрелками. Часы. Часть 1

Обработка видео...

Изучаем время по часам со стрелками. Часы. Часть 2

Обработка видео...

Изучаем время по часам со стрелками. Часы. Часть 3.

Обработка видео...

Изучаем время по часам со стрелками.Часы. Часть 4.

Обработка видео...

Сайт с играми:

ШАГ 3.

00.00 часов - полночь; переход в новые сутки, смена календарного дня;
По́лночь, изначально — момент времени в середине ночи, между заходом и восходом Солнца (половина ночи), момент нижней кульминации Солнца — астрономическая полночь. Также принято называть полночью момент времени, когда часы показывают 00:00 (иногда 24:00) по официальному местному времени.
После полуночи (пополу́ночи, послеполуночное время, за полночь; сокр. ппн.) — устойчивая языковая форма, обозначающая время суток, следующее после двенадцати часов ночи и предшествующее рассвету или предрассветным сумеркам (условно оканчивается около 4 часов ночи). В русском языке используется ещё выражение «вторая половина ночи».
условно: 00.00 - 06.00 - ночь
Ночь — промежуток времени, в течение которого для определённой точки на поверхности небесного тела (планеты, её спутника и т. п.) центральное светило (Солнце, звезда) находится ниже линии горизонта.
условно: 06.00 - 12.00 - утро
У́тро — часть суток, следующая за ночью и предшествующая дню. В русском языке точный временной интервал со словом «утро» не связан. Первоначально «утром» считался период времени от восхода солнца (или от рассвета), однако обычно этим словом обозначают время от пробуждения человека до полудня. В современном деловом этикете «доброе утро» рекомендуется говорить в промежуток с 8 до 11 часов. Утренний прием пищи называют завтраком.
Рассве́т — явление перед началом восхода солнца. Оно проявляется повышением освещённости окружающей среды за счёт приближающегося восхода (подъёма солнечного диска относительно линии горизонта).
Восхо́д — появление светила над горизонтом данного места. Восход солнца на Земле — момент появления верхнего края солнечного диска над горизонтом. Кроме данного формального определения, понятие восход может относиться также ко всему процессу пересечения горизонта видимым диском светила.
условно: 12.00 - 18.00 - день
Де́нь — промежуток времени от восхода до заката Солнца. Также слово «день» может использоваться как синоним слова «сутки».
По́лдень, изначально — момент времени в середине дня, между восходом и заходом солнца (половина дня), момент верхней кульминации солнца — солнечный полдень. Также принято называть полднем момент времени, когда часы показывают 12:00 по официальному местному времени, хотя солнечный полдень может наступать и раньше, и позже 12:00.
После полудня (пополу́дни, послеполуденное время; сокр. ппд.) — устойчивая языковая форма, обозначающая время суток, следующее после двенадцати часов дня и предшествующее вечеру. В русском языке используется ещё выражение «вторая половина дня».
условно: 18.00 - 24.00 - вечер
Ве́чер — время суток, следующее за днём и предшествующее ночи. Иногда его начало связывают с достижением солнцем горизонта и началом сумерек, однако в зависимости от времени года это случается в разное время. Применительно ко времени суток с 11:00 до 18:00 современный деловой этикет рекомендует говорить «добрый день», а позднее — «добрый вечер», однако, в зимних условиях иногда «добрый вечер» уместно говорить с наступлением темноты. Трапеза, принимаемая вечером, называется ужином.
Закат — исчезновение светила под горизонтом. Закат (заход) Солнца — момент исчезновения верхнего края светила под горизонтом. Понятие закат может относиться также ко всему процессу пересечения горизонта видимым диском светила.
Су́мерки — интервал времени, в течение которого Солнце находится под горизонтом, а естественная освещённость на Земле обеспечивается отражением солнечного света от верхних слоёв атмосферы и остаточным люминесцентным свечением самой атмосферы.

Переход ко второй части программы осуществляется не раньше,

чем ребёнком будет ПОЛНОСТЬЮ усвоен материал первой части!!!


Часть 2. Календарь - дата.

ШАГ 4.

Календа́рь - список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников.
Календарная дата — порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года (Федеральный закон Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 107-ФЗ «Об исчислении времени»).
Например: 21 января 2020 года или 21.01.2020 г.
Сутки = 24 часа, на календаре выглядят, как дата.

ШАГ 5.

Неде́ля - период времени в семь суток. В русском языке о семидневном устройстве недели напоминает церковнославянское слово седми́ца.
Календарная неделя — интервал времени в семь дней, начинающийся с понедельника.
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Ребёнок должен автоматизировать этот ряд, т.е. без ошибок перечислять дни недели в прямом и обратном порядке, уметь отвечать на вопросы: "какой день недели идет после...", "какой день недели идёт перед...", "какой день недели находится между..."

Может быть помогут стишки для дошкольников:
Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
День второй за ним пошел,
Это вторник к нам пришел.
Нам не деться никуда…
Третий день всегда среда.
Он четвертый там и тут,
Этот день четверг зовут.
В череде рабочих дней
Пятый пятница теперь.
Вся закончена работа
День шестой всегда суббота.
День седьмой? Его мы знаем:
Воскресенье, — отдыхаем!


Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день
По всем неделькам
Носит имя понедельник.
Вторник – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка-среда –
Третьим днем была всегда.
А четверг – четвертый день
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница-сестрица –
Очень модная девица.
А в субботу – день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний – воскресенье –
Назначаем днём веселья.


ШАГ 6.

Помогите ребёнку составить распорядок самого загруженного дня в неделе:
Распорядок дня составляется легко и непринуждённо, в самый свободный день, например, выходной. Родитель может предварительно поговорить с ребёнком о значимости планирования своего времени или убедить ребёнка, что если он подойдёт серьёзно к решению задачи распределения своего времени, то сможет выделить больше времени на отдых и развлечения, даже в самый нагруженный делами день. Мотивируйте ребёнка, он должен понять свою выгоду.
Задача родителя ПОМОЧЬ ребёнку спланировать свой день, чтобы он успел сделать все свои важные дела и у него осталось время для отдыха.
При составлении ПЕРВОГО распорядка дня, родитель ни в коем случае не навязывает своё мнение, он может писать под диктовку ребёнка, напоминать или подсказывать ребёнку дела, о которых тот совсем забыл и имеет право вставить один пункт в распорядок - "подведение итогов дня - 30 минут". Этот пункт родитель ставит перед пунктом "сон", он нужен для того, чтобы иметь возможность через неделю откорректировать распорядок, учтя ошибки, провалы, утопии прошедшего дня.
Распорядок коснётся внешкольного времени и начнётся со времени прихода ребёнка из школы.
Сначала ребёнок диктует родителю свои дела на день. Родитель записывает их на разноцветных полосках бумаги, не споря с ребёнком. Одна полоска - одно дело.
Когда ребёнок сочтёт, что перечислил всё, что считал важным записать, родитель напоминает ему о тех моментах, которые ребёнок упустил или забыл. Они формулируются ребёнком, и также записываются родителем на полосках бумаги.
Затем ребёнок по своему разумению раскладывает полоски бумаги с записанными на них делами в той последовательности, в которой замышляет их выполнять.
Родитель помогает ребёнку определиться с тем промежутком времени, за который ребёнок должен успеть совершить все записанные дела (Например, домой из школы ребёнок приходит в 15.00, ложится спать в 22.00, значит все дела надо успеть сделать за 22-15=7 часов).
Ребёнок распределяет время, отводя для каждого дела необходимое количество. (Например, отдохнуть после школы - 15.00-15.30; пообедать - 15.30-16.00; выучить окружающий мир - 16.00-17.00, танцы+дорога - 17.00-19.00 ..... 21.30-22.00 - подведение итого дня; 22.00 - сон). Если ребёнок советуется со взрослым, задаёт вопросы, согласует как лучше - помогите ему.
Цветные полоски бумаги с перечисленными делами и временем красиво располагаются и приклеиваются на лист с заголовком "Распорядок дня на, например, четверг".
Ждём этот день.
Утром в четверг, после того, как ребёнок проснулся по своему будильнику, родитель напоминает, что сегодня у него "необычный и важный день", он живет по расписанию и, когда придёт из школы, может воплотить в жизнь свой план.
ВАЖНО. На отдельном листочке, или прямо в составленном распорядке отмечать все как положительные (экономия времени), так и отрицательные (нехватка времени) реальные события дня (договоритесь, кому это лучше делать), чтобы иметь возможность скорректировать их перед сном на следующую неделю.
Корректируя ПЕРВЫЙ распорядок дня и составляя ВТОРОЙ, учитываем все несостыковки идеального представления ребёнка с реальностями жизни.
Так, постепенно, ребёнок с помощью взрослого доводит распорядок своего дня до совершенства.

ШАГ 7.

Месяцы в солнечных календарях:
месяцы в солнечных календарях
Правило для запоминания количества дней в месяце по костяшкам пальцев.


Сказка "12 месяцев" С.Я. Маршак

ШАГ 8.

Времена́ го́да — части, которые выделяют в годовом цикле.
Календарные времена года — в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом:
зима - декабрь, январь, февраль
весна - март, апрель, май
лето - июнь, июль, август
осень - сентябрь, октябрь, ноябрь.

Сайт с играми:

ШАГ 9.

Невисокосный год = 365 календарных дней.
Високосный год = 366 календарных дней. Високосным является год, номер которого кратен четырём. Високосные годы: … 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016, 2020, 2024, 2028, 2032, 2036, 2040, 2044…
Вращение Земли вокруг Солнца

Обработка видео...

Стишок в помощь.
Открываем календарь. Первый месяц в нём – январь.
Лихо празднует народ Рождество и Новый Год.
А за ним - февраль идёт. Нам метели он несёт.
Как же злой зиме ни быть, знает: надо уходить.
Март – считается весной, вот и борется с зимой.
И, конечно, побеждает: вечных зим, ведь, не бывает.
Дальше следует апрель. Он – звонарь. Звенит капель,
Пробуждается природа, улучшается погода.
В мае всё кругом цветёт и ликует, и поёт.
Вся природа шлёт приветы наступающему лету.
Вот июнь. Настало лето в платье яркое одето.
Загорай, гуляй, купайся и здоровья набирайся.
А в июле – сенокос. Запах сена он принёс
Первый гриб кладём в лукошко, роем первую картошку.
Август – месяц урожайный. Собирай-ка, не ленись
И в саду, и в огороде, и в лесу, и будешь сыт.
В сентябре полно работы: убирают огороды.
Закрома полны добра, в школу школьникам пора.
Кроны снова пожелтели, листьев кружатся метели,
Дождь всё чаще поливает, знать, октябрь наступает.
В ноябре грустит природа: надоела непогода.
По ночам уже морозно и рассвет приходит поздно.
Начинает год зима, и кончает тоже.
В декабре кругом бело, и трещат морозы.

Ребёнок должен автоматизировать ряд, т.е. без ошибок перечислять названия месяцев, уметь отвечать на вопросы: "какой месяц идет после...", "какой месяц идёт перед...", "какой месяц находится между...", "какие месяцы являются зимними, летними, осенними, весенними...", "январь - какое время года?, "какое время года идет после лета...", "какое время года идёт перед...", "какое время года находится между..."

ШАГ 10.

Поощрите ребёнка. Он стал взрослее, умнее, могучее.
24.01.2020 г.