КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

педагог-психолог Ольга Эдуардовна Чаусова - компиляция

Для каждого родителя наступает момент, когда остро встаёт вопрос "как регулировать отношения моего ребёнка с гаджетами?", "нужно ли это вообще делать - мир сейчас такой, что без них никуда?". Папа дома играет в "танчики" и считает, что ерунда все эти зависимости. Все дети в детском саду и, тем более в школе, хвастаются своими игровыми достижениями и Интернет возможностями... "а мой что хуже других?"
А телефон отнимать всё сложнее, уроки не выучены, скучно ему и неинтересно в жизни.
Пора ответить на свои вопросы и изучить тему...

Определение компьютерной зависимости

Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в эволюции современного общества и многих отраслей промышленности, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы многих учреждений.
Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь.
Дети, подростки, молодежь очень много времени проводят за компьютером, часто предпочитают виртуальную жизнь реальной, впадая в так называемую зависимость от неё.
Первое определение Интернет-зависимости дал Иван Голдберг (Ivan Goldberg) в 1996 году. Под Интернет-зависимостью он понимал - расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера.
Кандел (Kandell's, 1998) дополнил к этому, что понятие "Интернет-зависимость" включает в себя любой вид деятельности в сети. Большая часть учёных согласна, что изучаемое расстройство имеет несколько источников.
Таким образом, актуализируется проблема компьютерной или Интернет-зависимости, которая отражается на психическом и физическом здоровье человека, и имеет мировой масштаб. Компьютерная зависимость признана болезнью 21 века, зачислена в МКБ-10, и считается психическим расстройством.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские учёные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все ещё не признан многими учёнными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает всё больший размах.
Итак, термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Многофункциональность компьютерных технологий и её развитие не может не радовать наше прогрессивное общество. Более мощные компьютеры, более быстрые в функционировании очень удобны для людей, чья работа связана с взаимодействием с компьютером. Но есть люди которым, по сути, не имеет смысла «сидеть» целыми днями перед компьютером, а они это делают. Особенно к такой категории можно отнести детей и подростков.

Как формируется зависимость?

У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (патологическая склонность к азартным играм - лудомания). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всём на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.
Аддиктивное поведение (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния.
Игровая компьютерная аддикция может формироваться в любом возрасте, но наиболее актуальна эта проблема для подростков в силу сензитивности данного возрастного периода и их повышенного интереса к компьютерным играм.
Возникновение компьютерной зависимости не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для компьютерной зависимости этот срок резко сокращается: по данным К.Янг (Кимберли С.Янг (Kimberly S. Young), доктор, профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде) 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Кроме того, если долговременные последствия зависимости от алкоголизма либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к компьютерной зависимости отсутствует возможность долговременного наблюдения.

Основные типы компьютерной зависимости.

- Зависимость от Интернета (сетеголизм, Интернет-аддикция).
- Зависимость от компьютерных игр (игромания, кибераддикция).

Сетеголизм
В настоящее время "Интернет-зависимость" трактуется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line. (Синонимы - "Интернет-аддикция", "виртуальная аддикция", "нетаголизм").
Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.
Признаки сетеголика:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего сеанса он-лайн;
- увеличение времени, проводимого он-лайн;
- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Кибераддикция
С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая всё больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «гэймерами» (от английского «game» - игра).

В настоящее время выделяют 5 типов компьютерной зависимости:
1. Зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности).
2. «Информационная перегрузка», т.е. компульсивная навигация по WWW, поиск в удалённых базах данных.
3. Компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным игнрам, онлайновым аукционам или электронным покупкам.
4. Зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета: от общения в чатах, групповых играх или телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семей и друзей на виртуальные.
5. Зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждений сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых».


Признаки компьютерной зависимости:

1. Значительное улучшение настроения или эйфория от времяпрепровождения работы за компьютером.
2. Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере, невозможность остановиться.
3. Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере.
4. Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера.
5. Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера.
6. При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике.
7. Отказ от общения с друзьями, пренебрежение семьёй.
8. Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.
9. Ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.
10. При уменьшении времени пребывания за компьютером поведение становится замкнутым, агрессивным или раздражительным.
11. Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности.
12. Проблемы с работой или учёбой.
13. Оправдание своего поведения или пристрастия.
14. Возникновение приступов страха и тревоги, появление навязчивых состояний, ночные кошмары.
15. Нет терпимости к низкой скорости Интернета.

Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить её, т.е. находятся в состоянии фрустрации, хотя и имеют возможность удовлетворять потребность. Проблема состоит в том, что аддикты постоянно находятся в состоянии фрустрации и сниженного настроения в реальном мире, что подтверждается высокой тревожностью и депрессией. Но в процессе игры их настроение заметно улучшается, а наблюдения показывают, что в процессе игры у человека присутствуют положительные эмоции. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, бывают, по словам аддиктов, также в ситуации «предвкушения» компьютерной игры.
Но после игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова возвращается на исходный уровень, оставаясь на нём до следующего «вхождения» в виртуальный мир.
Большинство аддиктов - люди, плохо адаптирующиеся в социуме: имеют ряд бытовых, семейных проблем, проблемы на работе, в учёбе, во взаимоотношениях с противоположным полом. Поэтому для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где всё дозволено, где он устанавливает правила игры.


Диагностика компьютерной зависимости


Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)
Ответы даются по пятибалльной шкале:
1 – очень редко,
2 – иногда,
3 – часто,
4 – очень часто,
5 – всегда.

1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали? 
2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером?
4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
6. Как часто из-за времени, проведенном в сети, страдает Ваше образование и/или работа?
7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?
9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делали в сети?
10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь  в сети?
15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?
17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети? 
18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?

При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на Вашу жизнь. 
При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)
Ответы даются по пятибалльной шкале:
1 – очень редко,
2 – иногда,
3 – часто,
4 – очень часто,
5. – всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи? 
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его  новых сетевых «друзей»? 
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети? 
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети? 
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи. 
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Компьютерная зависимость у детей.

Основой для формирования патологического увлечения компьютером является нарушение психических механизмов восприятия окружающего мира. В группу риска попадают подростки возрастом от 10 до 18 лет. Способствует этому широкая распространенность домашних компьютеров и компьютеризация школьного обучения, доступность подключения к Интернету, множество компьютерных клубов. Чаще в зависимость от компьютера попадают мальчики, ведь от природы у них больше развиты соревновательные мотивы, конкурентность и стремление быть первым.
Возможно возникновение компьютерной зависимости и в более раннем возрасте. У детей младшего школьного возраста из-за возрастных особенностей ещё нестабильна психика. В этот период происходит смена вида деятельности – учеба сменяет игру. Детская психика очень подвержена привыканию, если на неё систематически воздействуют.
Очень часто у детей младшего возраста под воздействием компьютерных игр формируется аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением изменяя свое психическое состояние уйти от реальности. При этом ребенок перестаёт решать важные для себя проблемы, что тормозит его личностное развитие. Увлечение компьютером приводит к снижению интереса ребенка к игре обычными игрушками, он стремится «нырнуть» в виртуальный мир. Самыми опасными, но при этом и самыми интересными для детей считаются ролевые компьютерные игры, часто они формируют устойчивую психологическую зависимость, приводят к дезадаптации.

Виртуальный мир для ребёнка.

Огромную роль в возникновении компьютерной зависимости у подростков играет игра в сети Интернет, там ребенок соревнуется с живыми людьми, но не идентифицирует их за образами героев игры. В глобальной сети игрок самостоятельно придумывает персонажа, то есть самого себя, и выдает партнерам по игре придуманного себя за реального себя. Игрок действует по самостоятельно придуманным правилам. Осознавая бесконечность сетевого пространства, наличие множества участников и безнаказанность, ребёнок начинает создавать правила поведения и принимать решения, не имеющие ничего общего с реальной жизнью.
Зачастую повышенная склонность к компьютерной зависимости наблюдается у детей, которые имеют конфликтные отношения в семье или в школе, не имеют никаких серьезных увлечений. В виртуальном мире они находят отдушину и принимают успехи в игре или пребывание в сети за самоутверждение.
Виртуальный мир позволяет подростку абстрагироваться от проблем психологического характера, существующих в реальном мире. Правда, происходит это только во время пребывания в виртуальной реальности, а реальный мир становится неинтересным и полным опасностей. Как следствие – подросток стремится жить в виртуальном мире, где всё дозволено, всё возможно, где он устанавливает правила.

Чем ребенка привлекает виртуальный мир?

1. Собственный мир, в который доступ есть только у него самого.
2. Реалистичные процессы и абстрагирование от реальности.
3. Отсутствие ответственности. В Интернете представленная информация о себе анонимна, её нельзя проверить, также в виртуальном мире в своём образе можно соединить реальные, желаемые и вымышленные качества.
4. Возможность исправления ошибки путём многократных попыток.
5. Возможность в рамках игры любые решения принимать самостоятельно, не завися от последствий.

Последствия.

Негативное влияние зависимости от компьютера больше всего проявляется в социальных качествах ребенка, таких как желание общаться, открытость, дружелюбие, чувство сострадания. Если компьютерная зависимость сильно выражена, то ребёнок становится социально дезадаптированным, повышается агрессивность, поведение принимает асоциальный характер. Компьютерные игры показывают детям вседозволенность, безнаказанность и насилие. Когда теряется чувство реальности, сюжеты игр дети переносят в реальную жизнь.
В подростковом возрасте у детей формируются ценностные ориентации - такие понятия как добро и зло, милосердие и жестокость, дружба и предательство, любовь и ненависть. Когда на реальность ребёнка влияет компьютерная игра, эти ориентации полностью искажаются. Ребёнок становится замкнутым, эмоционально холодным, не способным сопереживать, не способным контролировать свои поступки и брать на себя ответственность. Адекватная личность может сформироваться лишь в живом общении.


Причины компьютерной зависимости.

Одним из важных факторов формирования компьютерной зависимости являются свойства характера – повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем. Дети, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера.
Уход в Интернет-среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру. Испытывая сложности в выражении своих эмоций, контактах с близкими и сверстниками ребёнок старается избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт и искать более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, например, через Интернет. Интернет-среда служит также средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения.
Страдающие компьютерной зависимостью часто испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, связанную с этим постоянную эмоциональную напряженность и тревогу. «Я настолько плох, что даже близкие меня не понимают». «Я просто урод,  из меня ничего не получится». Такой ребёнок больше всего нуждается в поддержке близких, психологическом сопровождении его в преодолении различных жизненных ситуаций.
Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и «комплекс неудачника», нарушенные отношения среди других членов семьи, затруднения в общении и взаимопонимании.
Наиболее сильно человек подвержен игровой зависимости, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет человеку, страдающему игровой зависимостью прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. 


Влияние компьютера на здоровье человека

По сути дела только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека.
1. Нагрузка на зрение. Чтение информации с монитора вызывает перенапряжение глаз. Возникает это главным образом потому, что во время чтения с монитора расстояние от текста до глаз постоянно остается одним и тем же, из-за этого мышцы глаз, регулирующие аккомодацию, находятся в постоянном напряжении. Со временем это может привести к нарушению аккомодативной способности глаз и, следовательно, к нарушениям зрения. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка (или другого пользователя) возникает головная боль и головокружение.
2. Стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок (или взрослый) должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:
  • Затрудненное дыхание. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.
  • Боли в мышцах спины, шеи и головные боли. Человеческое тело не приспособлено для того, чтобы проводить долгие часы в фиксированном положении. Длительные периоды неподвижности снижают приток крови к мышцам, что приводит к накоплению продуктов метаболизма, раздражающих нервы задействованных мышц. Если этот застой случается в мышцах плеч, спины или шеи, может возникнуть головная боль, поскольку мышцы передают "сигналы дискомфорта" нервам чувствительных тканей лица, головы и кожи черепа.
  • Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Иногда возникает искривление позвоночника.
  • Заболевания суставов кистей рук.  Длительная работа на клавиатуре приводит к перенапряжению суставов кисти и мышц предплечья (туннельный эффект).
  • Стеснённая поза негативно сказывается на позвоночнике и циркуляции крови во всем организме (застой крови). Особенно сильно застой крови выражен на уровне органов малого таза и конечностей. При длительных нарушениях циркуляции крови нарушается питание тканей и повреждаются стенки сосудов, что в свою очередь приводит к их необратимому расширению. Такое расширение сосудов наблюдается, например, при геморрое.
3. Психическая нагрузка.
  • Работа за компьютером предполагает переработку большого массива информации и постоянную концентрацию внимания, поэтому при длительной работе за компьютером нередко развивается умственная усталость и нарушение внимания.
  • Человек, работающий за компьютером, вынужден все время принимать решения, от которых зависит эффективность его работы. Порой бывает довольно сложно предположить последствия того или иного шага (особенно на фоне хронической усталости). Поэтому, длительная работа за компьютером, часто является причиной хронического стресса. Заметим, что необходимость перерабатывать большое количество неоднородной (и в большинстве своем ненужной информации), так же приводит к развитию стресса.
  • Работа за компьютером нередко поглощает все внимание работающего человека и потому, такие люди часто пренебрегают нормальным питанием и работают впроголодь весь день. Неправильное питание приводит не только к нарушениям работы органов пищеварительного тракта, но и к возникновению минеральной и витаминной недостаточности. Известно, что не недостаток витаминов и минералов негативно сказывается на процессе обмена веществ в организме, что приводит к снижению интеллектуальных способностей человека.
Гиподинамия, стресс, вредные привычки и неправильное питание являются основными причинами сердечно-сосудистых заболеваний и диабета. Таким образом, человек длительное время работающий за компьютером подвергается реальному риску сердечно-сосудистых заболеваний, различных заболеваний глаз, двигательного аппарата (боли в спине, боли в запястье), органов желудочно-кишечного тракта (снижение иммунитета), психических расстройств (головные боли, повышенная утомляемость, бессонница).

Как уменьшить вредные для здоровья факторы.

В работе следует делать перерывы. Каждые 30 минут - перерыв на 15 минут для детей, для взрослого - 10 минут. Во время перерыва необходимо делать упражнения для зрения и на расслабление.
Упражнения во время перерывов в работе с компьютером:
1. Для того, чтобы дать глазам эффективный отдых, переместитесь на участок с освещением, отличным от рабочего места, снимите очки или контактные линзы и закройте глаза ладонями. Всматривайтесь в эту темноту в течение тридцати секунд, затем закройте глаза, перед тем как убрать руки, и медленно откройте их.
2. Напряженные мышцы, особенно в области шеи и плеч, являются частой причиной головной боли. В перерывах работы с компьютером выполняйте растягивающие упражнения, чтобы расслаблять их - это поможет снять стресс и предупредит возникновение головной боли. Выполните упражнение, называющееся "шейные круги". Для максимальной пользы его следует выполнить несколько раз в течение примерно пяти минут.  Поставьте ноги на ширине плеч. Медленно опустите подбородок на грудь и останьтесь в этом положении на несколько секунд. Глубоко дыша, выполните круговое движение головой вправо, пытаясь коснуться ухом плеча. Задержитесь в этом положении на несколько секунд, затем поверните голову влево, к левому плечу, опять делая паузу. Когда вы почувствуете, что мышцы расслаблены, начните медленно выполнять вращательные движения головой вначале вправо три-пять раз, затем то же число раз влево. Закончите растягивающее упражнение (все ещё глубоко дыша), подняв плечи вверх, пытаясь достать ими ушей, затем медленно опустите их. Повторите 5 раз.
3. Поставьте ноги на ширине плеч. Руки опустите вниз перед собой, сцепите пальцы «в замок» и выверните сцепленные кисти (ладони будут расположены плоскостью вниз).
Одновременно с глубоким вдохом поднимите сцепленные руки вверх и максимально отведите их назад, прогибаясь всем туловищем назад и максимально растягивая все мышцы в паузу, после  достижения максимальной амплитуды движения («стиль» этого растягивания позаимствуйте у своей или соседской кошки - то, как она потягивается после сна).
Вместе с глубоким ( и шумным - со звуком) выдохом закройте глаза, полностью расслабьтесь, расцепите кисти, опустите их за шею и дайте им свободно упасть вниз вдоль вашего туловища. Одновременно расслабьте голову и дайте ей упасть вперед. В конце медленного выдоха немного согнитесь вперед в пояснице и подожмите живот (напрягите брюшные мышцы) для того, чтобы диафрагмой выжать весь «застоявшийся» воздух из ваших легких - такое глубокое завершение выдоха можно осуществить несколькими шумными выдыхательными движениями.
Сделайте несколько таких медленных дыхательных циклов в начале и в конце комплекса упражнений. Упражнение нужно делать на балконе или хотя бы у открытой форточки. Степень сгибания рук в локтевом суставе при их поднятии и траектория их падения при выдохе может варьировать в зависимости от ощущений наибольшей «приятности» от различных способов выполнения этих движений.


Влияние компьютера на ребёнка: в чём оно заключается?

Больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике. Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребенка.

Утомляемость. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие. Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.
Компьютерная зависимость. Детские психиатры уже давно бьет тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовольствие как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками... Яяпонские исследования показали, что влияние компьютера на ребенка такое огромное и сильное, что может привести к остановке развития головного мозга. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.
Нарушение детского кругозора. Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх всё наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла. Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьёзному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при  игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д.
Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.
Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности. Влияние компьютера на ребенка негативно сказывается на сопоставлении реальных и виртуальных событий.
Детская агрессия и жестокость. Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. Вот к чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. А ведь дети способны это воспринять всерьез...
Детский эгоизм. Очень часто родители, дабы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый сам за себя».
Неправильное восприятие мира. Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на всё реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать...
Нежелание общаться с реальными людьми. Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребёнок, который имел определённые трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в Интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.
Трата времени. Влияние компьютера на ребёнка лишает его настоящего детства. Интернет и компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое.

Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?

К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых родителями позволит снизить вероятность возникновения зависимости у их ребёнка.
1. Нельзя наказывать за игру, отключать Интернет, лишать других удовольствий.
2. Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Помните, что время, проведённое за компьютером плюсуется ко времени, проведённому за телевизором.
          Официальные нормы времени при работе за компьютером:
          Никакого компьютера до 3-х лет
          3-6 лет - 30 минут в неделю (не больше 15 минут в день);
          1-3 классы – 45 минут в неделю;
          4-6 классы – 2 часа в неделю (не больше 1 часа в день);
          7-9 классы – 2,5 часа в неделю (не более 1 часа в день);
          10-11 классы – 7 часов в неделю (не более 1 часа в день).

Исходя из вышеизложенной информации родители устанавливают для ребёнка временные границы пребывания за компьютером,
после чего контролируют соблюдение этих границ ребёнком (напоминания, таймер, телефонный звонок).
Кроме того, нужно учитывать здоровье своего ребенка. При заболеваниях глаз, эпилепсии, психических заболеваниях
разрешить пользоваться компьютером можно только после консультации врача.
3. Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребёнок скоро научится быстро “захлопывать” запрещённые страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
4. Дошкольникам и младшим школьникам надо предоставлять возможность знакомиться с играми, но для этого необязательно покупать дорогие айфоны и планшеты. Все эти же игры могут быть установлены на обычном компьютере. В большинстве случаев детям важнее знать игру, а не владеть техникой, поэтому пусть ребёнок поиграет в популярную в классе игру на обычном компьютере. Теперь ему будет, о чем поговорить с товарищами, он, что называется, будет “в теме”.
5. Ребенку всё же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать “достаточно” – компьютер нужен папе.
6. Лишая ребенка желаемого количества времени в Интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод – отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию – к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения. Дети по-прежнему, несмотря на технический прогресс, с удовольствием рисуют, раскрашивают, играют с друзьями, занимаются спортом, возятся с конструкторами, играют в настольные игры, собирают машинки, смотрят телевизор, беседуют с родителями, читают. Просто нужно воспитывать ребенка так, чтобы он понимал, что в жизни есть масса других интересных занятий.
7. Поднимайте самооценку ребёнка. Найдите ребёнку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Может быть это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
8. Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
9. Родителям придётся ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который “не читал, но осуждаю”. Это сблизит ребёнка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
10. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, имеющим высокий возрастной рейтинг.
11. Если вы не в состоянии самостоятельно справится с проблемой (у ребёнка появилась компьютерная зависимость), обратитесь к психологу.
Обычно психотерапия с такими детьми состоит из следующих этапов:
- так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью,
необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребёнка уйти «в компьютер»
и поддерживать его в преодолении возникающих жизненных трудностей;
- обучать новым способам преодоления кризисных ситуаций;
- обучать умению регулировать свои эмоции;
- строить отношения со сверстниками;
- управлять своим временем.

обновлено 05.02.2020 г.